Удержаться на армянском рынке попробует новый перевозчик Armenia

Более полутора лет, после прекращения полетов авиакомпании Air Armenia осенью 2014 года, между армянскими и российскими городами выполняли рейсы только авиакомпании из России. Но летом 2016 года на сверхконкурентный рынок авиаперевозок между двумя странами вышли сразу два новых армянских игрока: авиакомпания Armenia при поддержке инвесторов из Грузии и перевозчик Alliance Airlines в партнерстве с российской NordWind («Северный Ветер»).
Oсенью 2013 г. правительство Республики Армения утвердило программу-концепцию развития в стране конкурентных воздушных перевозок, направленную на либерализацию воздушного сообщения.
В 2015 г. было ощущение, что ереванский аэропорт Звартноц переживает период спада. По итогам прошлого года главная воздушная гавань Армении продемонстрировала снижение всех основных показателей производственной деятельности: пассажиропоток аэропорта составил 1,88 млн чел. (снижение к 2014 г. на 8%), грузопоток — 10,12 тыс. т (–2%), количество взлетов и посадок сократилось до 9012 операций (–13%).
Тогда один из собеседников, знакомый с ситуацией на армянском рынке перевозок, объяснял стагнацию показателей Звартноца, в частности, тем обстоятельством, что режим открытого неба оказался для ведущих иностранных авиакомпаний недостаточно перспективным для конкуренции с российскими перевозчиками: «Например, недавно ушедшая из Еревана Etihad Airways предлагала удобные стыковки в США через Абу-Даби, но в итоге проиграла «Аэрофлоту» с Москвой».
Кроме того, долю пассажиров Звартноца продолжал отнимать аэропорт Тбилиси (находится в 175 км от Еревана) — в 2015 г. он по объему пассажиропотока практически приблизился к Звартноцу (1,85 млн пасс.; рост к 2014 г. на 17%).
Но последние статистические данные, обнародованные Главным управлением гражданской авиации Армении (ГУГА), настраивают на оптимистичный лад: в январе–июле 2016 г. пассажиропоток Звартноца составил 1,066 млн чел. (рост на 2,5% к аналогичному периоду 2015 г.), грузопоток — 7,95 тыс. т (+49%); правда, количество взлетов и посадок продолжило сокращаться — 4824 операции (–6%).


МОСКОВСКОЕ ВРЕМЯ

В аэропорту Звартноц продолжает расти значение российского направления — в первую очередь Москвы. По данным издания «Ежегодник АТО», в 2015 г. российские авиакомпании между столицами Армении и России перевезли 984 тыс. пасс. (твердое 4-е место среди всех маршрутов российских перевозчиков за рубеж). Учитывая, что осенью 2014 г. на этом направлении прекратила полеты единственная армянская авиакомпания Air Armenia, на долю российских перевозчиков и московского направления в прошлом году пришлось 52,4% всего пассажиропотока Звартноца. В 2014 г. аналогичный показатель был на уровне 42,3%, то есть за два года рост этой доли составил 10 п. п. (а ведь есть еще и другие российские маршруты, например на Санкт-Петербург).
Осенью прошлого года замминистра экономики Армении Сергей Аветисян (в начале июня 2016 г. назначен начальником ГУГА) на вопрос, намерено ли республиканское правительство поддерживать армянских перевозчиков, отвечал: «В международной практике субсидирование авиакомпаний не приветствуется и не разрешается межправительственными договорами».
Но в армянском обществе, судя по публикациям местных СМИ, есть альтернативная точка зрения: для республики, не располагающей выходом к морю и имеющей непростые отношения с соседями — Турцией и Азербайджаном, наличие собственного авиаперевозчика — вопрос престижа и безопасности.
Предыдущие три главные попытки продолжительной работы классических пассажирских армянских авиакомпаний закончились плачевными финансовыми результатами: в 2003 г. с рынка ушли «Армянские авиалинии» созданные на базе мощного Армянского УГА (в парке была даже пара Ил-86), в 2013 г. — Armavia, в 2014 г. — Air Armenia. В 2016 г. упавшее знамя армянской гражданской авиации подхватила авиакомпания с громким названием Armenia (сертификат эксплуатанта получен в I квартале 2016 г.; первый полет совершен 5 июля из Ереван в кипрскую Ларнаку), созданная на средства руководителей, по сути, единственного грузинского перевозчика Georgian Airways.

Читайте также  Постное меню в ресторанах La Marée

ТОЛКОТНЯ

По данным сервиса «Яндекс.Расписания», 1 августа из московских аэропортов в Ереван отправились 13 пассажирских рейсов (7 авиакомпаний). В другие две столицы стран Закавказья — Тбилиси и Баку, соответственно 5 (3 авиакомпании) и 7 (4 авиакомпании) — поистине показатель подхода государств к формированию собственной авиационной политики.
С 1 августа стартовал и первый оборотный рейс между Ереваном и Москвой армянской авиакомпании Armenia (совершается ежедневно; прибытие во Внуково в полдень).
«Через полчаса после взлета (из Звартноца) бортпроводники принесли чахохбили (рагу из птицы; национальное грузинское блюдо) с вареным рисом в качестве гарнира. Вместо стандартных кофе, чая и воды можно было взять по желанию пива или же вина — бесплатно. Соки и грузинскую газировку разливали в стаканах с логотипом грузинской авиакомпании (Georgian Airways). Иначе и быть не могло, ведь 24% акций принадлежит Тамазу Гиашвили» — так описала первый рейс Armenia в Москву армянская журналистка.
Личный пилот второго президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе (1995–2003 гг.), основатель Georgian Airways (по данным СМИ, занимает пост президента грузинского перевозчика) Тамаз Гиашвили на торжественном открытии первого рейса авиакомпании Armenia из Внуково в Звартноц замечен не был.
Как не было и гендиректора нового армянского перевозчика Роберта Оганесяна — также одного из руководителей Georgian Airways, гражданина Грузии, но армянина по национальности. Этому топ-менеджеру, замгендиректора Armenia по связям с общественностью Геворг Хачатрян, принадлежит 25% авиакомпании Armenia. Остальные 51% перевозчика принадлежат Ашоту Торосяну из второго по величине города Армении Гюмри, где он, по данным армянских СМИ, работает зубным техником.
Собеседник, близкий к ГУГА, отметил, что согласно законодательству Республики Армения, контрольная доля любой местной авиакомпании должна принадлежать резиденту страны. По его словам, после того как Оганесян станет гражданином Армении, доля Торосяна — его родственника — будет, возможно, переписана на него.
Накануне первого полета Armenia в российскую столицу Оганесян отметил: «Сегодня (1 августа) у нас первый рейс на Москву – в аэропорт Внуково. Мы выбрали специально очень прекрасное время для пассажира, чтобы он утром мог хорошо поспать, встать, прийти в аэропорт и улететь. В это время в городе нет пробок; прилетает в Москву — то же самое. На первом рейсе у нас сегодня из Еревана 75 пассажиров, и обратно 95 пассажиров. Мы предложили разную стоимость билетов для них: выбор есть большой; чем раньше он запланирует лететь, тем дешевле купит билет». При этом, как показывают системы бронирования, билеты Armenia не самые дешевые среди конкурентов.
Armenia c Georgian Airways связана не только руководителями, но и самолетами. На сегодняшний день в распоряжении армянской авиакомпании три ВС: Bombardier CRJ200, Boeing 737-500, Boeing 737-700. Предыдущим оператором Boeing 737-500 выпуска 1996 г. (регистрационный номер EK-73736, серийный — 26336/2805) точно был грузинской перевозчик. Georgian Airways эксплуатировала и CRJ200, переданный в Armenia (регистрационные данные ВС АТО найти не удалось). Самолет Boeing 737-700 выпуска 2008 г. (регистрационный номер EK-73786, серийный — 35086/2613) до передачи в Armenia эксплуатировал канадский лоукостер WestJet.
В первой декаде августа Boeing 737-500 авиакомпании Armenia летал преимущественно из Еревана в Москву и Минеральные Воды, Boeing 737-700 — из Тбилиси в Москву (под кодом Georgian Airways), из Еревана в Москву, на Родос (Греция) и в Тиват (Черногория).
По информации АТО, Boeing 737-500 после передачи в Armenia также использовался на рейсах Georgian Airways. Например, эта машина в начале июля была замечена в петербургском аэропорту Пулково, куда совершает регулярные рейсы только грузинский перевозчик. Кроме того, борт EK-73736 также появлялся в Москве еще до открытия авиакомпанией Armenia рейсов в российскую столицу. Обращает на себя внимание и тот факт, что в системах бронирования авиабилетов (например, Ozon Travel) рейс Armenia из Минвод в Ереван также выполняет Georgian Airways.
Самолет CRJ200, на котором Armenia совершила первый рейс в Россию (18 июля в Минеральные Воды), в начале августа рейсы не выполнял, так как армянский перевозчик продолжал искать ему применение.
Есть мнение, что одна из целей создания новой авиакомпании в Армении для руководителей Georgian Airways — более гибкая работа перевозчиков с применением принципа сообщающихся сосудов на обоих сверхконкурентных рынках; или, проще говоря, двум выжить будет легче.
Геворг Хачатрян смог лишь пояснить, что между авиакомпаниями заключено код-шеринговое соглашение на маршруте Ереван—Тбилиси. Также, по его словам, Armenia в начале августа все еще использовала коммерческую платформу Georgian Airways: армянский перевозчик планировал запустить собственную систему продаж, как и сайт, к концу лета.

Читайте также  Томский медцентр и "ЮТэйр" создадут частную санавиацию для удаленных промышленных объектов


ОСТОРОЖНЫЙ БИЗНЕС

В беседе Хачатрян предпочитал отвечать на вопросы общими словами, зачастую без конкретики. Он неоднократно подчеркивал, что доверие армян к Armenia — гордость перевозчика: «Мы сделаем все, чтобы они летали на направлении Ереван—Москва—Ереван. Georgian Airways и Armenia — это отдельные авиакомпании, со своими сотрудниками. И пилоты, и стюардессы, и офисные сотрудники, и технический персонал — все армяне. Все те армянские кадры, оставшиеся без работы после закрытия «Армянских авиалиний», Armavia и Air Armenia или работавшие за границей (из Казахстана, даже из Африки) — ими укомплектована авиакомпания Armenia». По всей видимости, Armenia рассчитывает задержаться на рынке в том числе за счет лояльности армян к местной авиакомпании и их патриотизма.
Основные рейсы новый армянский перевозчик будет выполнять в Россию (кроме Москвы и Минвод, например, в Сочи). Также Armenia готовится открыть программу полетов в Минск, Тель-Авив (Израиль) и Лондон (Великобритания). Вместе с тем скорого расширения маршрутной карты ждать от Armenia, по словам Хачатряна, не стоит: «Мы постепенно, шаг за шагом открываем рейсы. Смотрим, где можно как-то заработать и что-то сделать. Мы не открываем сразу 6–7 рейсов, чтобы начать летать, а потом, через полтора года, обанкротиться. Ведутся очень конкретные исследования рынка, и поэтому первый рейс в Россию у нас был не в Москву, а в Минводы. Это же касается и развития парка: мы не хотим всё и сразу. Если будет так, то итоговый результат может оказаться для нас очень плохим».
Собеседник отказался раскрывать данные по возможному количеству пассажиров, которые Armenia рассчитывает перевезти в 2016 г.
«У нас есть стратегия развития, но мы хотим, чтобы о ней стало известно общественности как можно позже. Конечно, мы знакомы с историей работы армянских авиакомпаний в частности и с текущей ситуацией на рынке в целом. Если мы на рынок пришли, значит, считаем — заработать на нем можно. Я не могу сказать конкретно, когда мы будем зарабатывать, но первые итоги нашей деятельности, наверное, можно будет подвести весной 2017 г., — говорит Геворг Хачатрян. — Мы стремимся работать, как классическая авиакомпания. У нас есть бизнес-класс, у нас будет полный сервис, мы стремимся к тому, чтобы самостоятельно делать пищу. Все будет постепенно. Авиакомпания только-только начала летать, шаг за шагом мы все сделаем так, чтобы вдруг не споткнуться».

Читайте также  Отель Al Seef Hotel by Jumeirah открывается в Дубае

ВЕТЕР С СЕВЕРА

Летом 2016 г. интересным образом на рынок регулярных авиаперевозок между Ереваном и Москвой вышел еще один армянский перевозчик — Alliance Airlines, заключивший стратегическое соглашение с NordWind Airlines («Северный ветер»). Российская авиакомпания несколько раз в неделю летает под своим кодом из Домодедово в Звартноц.
В начале июня армянские СМИ со ссылкой на представителя Alliance Airlines Давида Саргсяна сообщали, что авиакомпания берет самолеты Boeing 737-800 у NordWind Airlines. Предполагалось, что на первом этапе ВС будут летать из Еревана (а также из Гюмри; в январе–июле пассажиропоток этого аэропорта составил всего 7 тыс. чел.) в Москву, а в перспективе — в Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Краснодар, Ростов-на-Дону, Бейрут (Ливан), Тегеран (Иран) и по мере развития — в Европу и другие части мира.
В середине августа основатель и единственный акционер Alliance Airlines Арарат Саркисян отметил в беседе, что его предприятие фактически выступает агентом NordWind Airlines и осуществляет загрузку самолетов российского перевозчика только на московском рейсе.
«Пока в сотрудничестве с «Северным ветром» мы выполняем только оборотный рейс межу Ереваном и Москвой. Будет ли российский перевозчик наращивать свое присутствие в Армении, зависит от него, — рассказал глава Alliance Airlines. — Конкуренция на этом направлении большая, но моего опыта и стажа работ в авиации хватает, чтобы, на мой взгляд, хорошо загружать этот рейс».
По его словам, NordWind Airlines самостоятельно выполняет полеты в Ереван (22 рейса в месяц) по расписанию, которое сама и формирует.
В мае первый замгендиректора «Северного ветра» Сергей Горяшко говорил, что специалисты коммерческой службы российского перевозчика и их коллеги из Еревана считают рейсы между двумя столицами перспективными: «У нас есть назначение в Звартноц. Мы полагаем, что полеты в Ереван именно из Домодедово могут быть коммерчески успешными».
По данным ГУГА, у Alliance Airlines есть собственный сертификат эксплуатанта. Арарат Саркисян (ранее он был в числе создателей Armavia) сказал, что перевозчик получил этот документ в октябре 2016 г. Руководитель Alliance Airlines рассчитывает, что после решения финансового вопроса в парке его новой авиакомпании окажутся российские региональные самолеты Sukhoi Superjet 100(SSJ 100).
«Мое мнение остается прежним: нам надо приобрести SSJ 100. Когда у нас решится вопрос финансирования, я, конечно, возьму этот самолет, потому что его экономику знаю хорошо», — заключил Саркисян.